Мегапроект «Ямал»

Мегапроект «Ямал» - «Программа комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий», разработанная Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) совместно с ОАО «Газпром».

«Газпром» в начале 2002 года определил полуостров Ямал регионом стратегических интересов компании. На Ямале сосредоточено около 20% российских запасов природного газа. Промышленное освоение месторождений Ямала позволит «Газпрому» добывать на полуострове до 310-360 млрд. кубометров в год к 2030 году.

На полуострове Ямал и в прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, запасы газа которых оцениваются приблизительно в 16 триллионов кубических метров.

«Газпрому» принадлежат лицензии на разработку месторождений крупнейшей Бованенковской группы, части Тамбейской и Южной промышленных зон. В будущем «Газпром» планирует освоить приямальские шельфы в Карском море - это Ленинградское и Русановское месторождения, которые находятся в непосредственной близости к Бованенковской группе, но труднодоступны из-за природных условий.

К Бованенковской группе принадлежат Харасавэйское, Крузенштерновское и Бованенковское месторождения. Суммарные запасы «большой тройки» составляют 6,6 триллионов кубических метров газа. Проектный объем добычи газа, который выдаст «Бованенковское», составит 115 млрд кубов в год, в дальнейшей перспективе оно увеличится до 140 млрд. кубометров в год. «Бованенковское» месторождение вводится в разработку первым. Газ пойдет по трубе в третьем квартале 2012 года. После 2020-го года «Газпром» намерен приступить к разработке Крузенштерновского, Ленинградского и Русановского (на приямальском шельфе Карского моря) месторождений, а также шельфовой части Харасавэя.

Проблема доставки грузов, необходимых для разработки месторождения «Бованенковское» и последующей транспортировки газа решается в комплексе: строительство железной дороги, которая свяжет месторождение с Северным морским путем и системой российских железных дорог, строительство новой газопроводной трассы с выходом к магистрали Ямал-Европа и строительство аэропорта «Бованенково».

«Газпром» начал строительство газопровода «Бованенково - Ухта - Торжок» в 2007 году, протяженность трассы составляет более 2500 км. В Ухте газопровод примыкает к магистрали Ямал-Европа, оттуда строятся новые нитки: газ пойдет на Торжок, Ярославль, Починки. Согласно инвестпрограмме «Газпрома» на 2011 год, в строительство «Бованенково - Ухта» вложено около 260 миллиардов рублей. Ввод в эксплуатацию магистрали планируется в третьем квартале 2012 года. Сложнейший участок - подводный переход через Байдарацкую губу - практически завершен. Из-за сложных климатических условий работы в заливе можно вести только несколько месяцев в году.

В начале 2011 года была сдана железная дорога «Бованенково - Обская» длиной 572 км, что значительно улучшило транспортную инфраструктуру полуострова. Самым ответственным и трудоемким этапом прокладки магистрали стало строительство 4-х километрового мостового перехода через реку Юрибей. В будущем планируется продлить железную дорогу от Бованенково до Харасавэя, открыть выход к Северному морскому пути. Проектом освоения Бованенковского месторождения также предусмотрено строительство аэропорта «Бованенково» к 2012 году.

При строительстве особое внимание было уделено охране окружающей среды. Были применены современные разработки, ориентированные на защиту хрупкой экологии Арктики. Железнодорожный переход через реку Юрибей, построенный за 2008 год, был спроектирован таким образом, что сложная конструкция предельно удалена от русла реки, и он построен в пойме. Уникальность этого проекта заключается еще и в том, что опорные сваи установлены в ледяной рассол вечной мерзлоты. Мост через реку Юрибей не имеет аналогов в мире.

Разработка месторождений потребовала от промышленности региона инновационных решений. Для разбуривания и подачи газа на Ямале были применены особые термокейсы, способные в течение 30 лет сохранять низкую теплопроводность, что позволит предотвратить разрушения оборудования из-за размораживания вечномерзлого грунта под действием газа повышенных температур, идущего из недр. Буровая установка «Екатерина», которая используется на Ямале, сконструирована на «Уралмаше». При строительстве магистрали «Бованенково - Ухта» использованы новые российские трубы, рассчитанные на рабочее давление в 11,8 МПа, до этого крупные наземные газопроводы с давлением выше 9,8 МПа нигде в мире строить даже не пытались.

Согласно Программе комплексного освоения месторождений полуострова, компенсационные выплаты предприятий «Газпрома» муниципальным образованиям ЯНАО составили до 7,5 млрд рублей. Это средства на строительство жилья, учебных заведений, тепло- и электросетей, водопровода, комплексов по переработке оленины и рыбы, а также на рекультивацию пастбищ.

 

Фото: Пресс-служба правительства ЯНАО, сайт ОАО «Газпром»

Источник:Арктика-Инфо

Другие новости по теме:

Читать далее
Интересные факты:

Самую длинную миграцию среди певчих птиц

совершает каменка - маленькая птичка из канадской Арктики, весом всего около 25 граммов. От мест гнездования до зимовки в Африке каменки преодолевают расстояние более 14 500 километров. Большую часть пути они летят в одиночку, достигая скорости до 50 километров в час.

|
Готовы ли вы переехать в Арктику?

Все опросы